Вы здесь

РефПортал

Кафедра, где готовят ТОПов

Готовясь к интервью с преподавателями кафедры Э4 МГТУ им. Н.Э. Баумана, мы даже не предполагали, что в ходе разговора будет произнесено столько знакомых фамилий выпускников, которые сейчас занимают руководящие должности во многих ведущих компаниях.

Поэтому и заголовок в ходе интервью родился сам собой… 

 

Со студенческой жизнью у многих связаны едва ли не самые яркие воспоминания. И ведь мы успевали практически все, в том числе учиться ... Но в бесшабашном круговороте тех лет,  с нами всегда были Преподаватели, умеющие не только «вложить» в голову знания, но и порой направить на путь истинный.

Поэтому редакция РефПортала и решила поговорить о другой, может быть не такой заметной стороне работы Учителей высшей школы. Поговорить об их отношениях к студентам, о той работе, которую они ведут для повышения качества обучения, о кафедре, на которой они проработали не один десяток лет. 

Редакция портала выражает большую благодарность доценту Виктору Викторовичу Шишову и профессору Николаю Алексеевичу Лаврову за то, что, несмотря на свой плотный график, они смогли не только уделить нам время для интервью, но и организовали экскурсию по лабораториям кафедры.  

 

РефПортал: Виктор Викторович, сможете назвать количество дипломников, которые защитились под Вашим руководством?

В.В. Шишов: Сразу и не скажу. Давайте посчитаем - я на кафедре с 1965 года, дипломниками занимаюсь с 1990 года, получается больше 25 лет. Если исходить из того, что в год, как минимум, у меня защищается 3 выпускника, то не меньше 75, а реально, скорее всего, будет под 100.

РефПортал: Многих помните?

В.В. Шишов: Всех конечно не запомнишь, хотя при встречах вспоминаю. А вот тех, кто проявил себя во время учебы своим трудолюбием, нестандартным мышлением, желанием получить максимум знаний, я помню. Скажу больше, трудовой путь многих ребят из этой категории, я стараюсь отслеживать: в какую организацию устроились, куда перешли, какие должности занимают. Знаю, что мои студенты сейчас занимают ведущие позиции: есть руководители компаний, технические директора, руководители подразделений. Например, Лиханин Александр – директор фирмы Ланта-климат. Это не мой дипломник, но я с ним с удовольствием работал, потому что очень толковый студент был.

Могу рассказать, например, трудовой путь Александра Мещерякова, он сейчас работает в компании «Остров» директором по маркетингу. До сих пор у меня прекрасные отношения с Алексеем Одинцовым, руководителем московского представительства компании Guentner, Алексеем Никоновым, тоже моим дипломником, сейчас  он исполнительный директор в инжиниринговой компании «Альфа-Контрактинг», кстати, и в его подчинении тоже мои ученики. Еще один выпускник кафедры, Юрий Маринин - руководитель проекта в компании «Данфосс».

Недавно был на выставке «Агропродмаш», зашел на стенд компании «Холтек». Там тоже в руководящих звеньях мои дипломники: Алексей Масальский, Евгений Сахаров.

РефПортал: Чем отличаются такие студенты? Есть сегодня среди Ваших дипломников те, кого Вы точно запомните?

В.В. Шишов: Если студент, применю такое выражение, «нестандартный», он откладывается в памяти обязательно. А проявляется это просто - ты видишь умного человека. Его желание учиться, его мышление, подход к заданиям, взять хотя бы выполнение тех же курсовых работ. Умный и целенаправленный человек сразу выделяется. У меня сейчас учится студент. Даже сглазить не боюсь - умница. Простой пример. Дал ему задание посчитать цикл для Mitsubishi Electric. До этого у меня это задание, с перерывом в несколько лет, выполняли другие студенты, и у них получалось, что этот цикл у них хуже, чем обычный одноступенчатый цикл. А он увидел их ошибки: здесь они не так подошли к расчетам, здесь что-то не учли… Просто чувствую, что этот парень умница. Таких обычно запоминаешь.

А вообще-то я считаю, что все наши ребята, даже если не мои дипломники, они наши, кафедральные. Помогаем всем, что в наших силах.

РефПортал: Николай Алексеевич, уровень выпускников кафедры был всегда высоким. А есть ли проблемы с трудоустройством? В наше рыночное время вопрос совсем не праздный.

Н. А. Лавров: Да, рынок диктует свои условия. Проблема есть и состоит в следующем. Мы готовим специалистов по трем основным направлениям: криогенная техника, холодильная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения. По криогенной технике и системам жизнеобеспечения в стране предприятий очень мало. Если сейчас в холодильной отрасли функционирует порядка 5000 компаний, то по криогенике - не более 150. Вот такое соотношение. А специалистов этого профиля выпускаем мы, Московский Политех, Мегафакультет биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО в Петербурге. Вот и ответ на вопрос – можно ли трудоустроить всех криогенщиков. Еще один фактор – условия, которые могут предложить госпредприятия, мало кого устраивают. Поэтому наши ребята, не обращая внимания на специализацию, «рядами и колоннами» за достойной зарплатой, за карьерным ростом идут в холодильную технику и кондиционирование.

В.В. Шишов: Дополню ответ Николая Алексеевича. Действительно, такая проблема есть, и на эту тему мы с ним еще в 2012 году написали большую статью, посвященную вопросам трудоустройства выпускников. В ней мы поднимали вопрос об универсализации образования по трем перечисленным специальностям. Но по ряду объективных причин пока такой возможности нет.

А если говорить в целом, то на наших студентов потребность – 110%, если оставить за скобками специализацию, то проблемы с трудоустройством выпускников у нас нет.

Н. А. Лавров: Позвольте теперь и мне сделать ремарку. Виктор Викторович уже говорил, что не делит студентов на «чужих» и «своих». Более того, на кафедре он является «общественным отделом кадров». И если у кого-то из ребят возникают проблемы, или студент захотел где-то поработать, не знает куда обратиться – его направляют к Виктору Викторовичу. С вероятностью 99% вопрос будет решен. Это касается и дипломников. В жизни ситуации разные возникают, и если студент по каким-то причинам «теряет» руководителя, Виктор Викторович всегда его возьмет к себе. Он у нас как палочка-выручалочка.

РефПортал: Приятно услышать, что на кафедре такие взаимоотношения. Николай Алексеевич, а как вы оцениваете уровень довузовской подготовки ребят? Можно ли сравнивать его с тем, что было десять, двадцать лет назад?

Н. А. Лавров: Я не могу сказать, что было лучше или хуже. Всегда была синусоида. То нормально –радуешься, то спад, потом опять нормально. С чем это связано сказать нельзя. Период между положительными или отрицательными полуволнами тоже меняется - может случиться спад и через год, и через пять лет.

Приведу пример. У нас сейчас криогенной частью лаборатории заведует Максим Куприянов, доцент кафедры, недавно кандидатскую защитил. Я хорошо помню, в их выпуске было три группы, порядка 60 человек, и на защите ребята получили 18 (!) красных дипломов. А на всем факультете, а это 10 кафедр, было меньше 60 красных дипломов. Сравните цифры! Вот пришла такая волна, практически все умницы, было просто потрясающе. А потом случился резкий спад. Но все равно, чтобы у нас было меньше 5 красных дипломов, такого не было.

Возвращаясь к причинам спадов, единственное, что можно отметить - в девяностые годы было очень тяжело с мотивацией. По холодильной технике в стране все заняли западные фирмы, которые тогда говорили – зачем нам русские инженеры, нам монтажников достаточно. Естественно, наши ребята шли куда угодно, самые умные, например, в программисты. Потом ситуация изменилась, наши выпускники стали востребованы.

РефПортал: И сейчас учатся с полным, как сейчас модно говорить, погружением?

В.В. Шишов: Понимаю Ваш юмор в подтексте. Как и везде, отношение к делу разное. Есть и положительные примеры, есть и обратное.

Мы все были студентами и знаем, что студент всегда готов к лени, безделью, протекционизму, в последнее время еще и обидчивые очень стали… Когда им нужно - они взрослые, в другой ситуации – якобы еще дети.

Подходят сроки – никто не идет к тебе на защиту… Проведешь разъяснительно-устрашающую, третьей степени допроса работу, выгонишь одного – все начали учиться. Как и во все времена, слабину нам давать нельзя. Приходится действовать и кнутом и пряником.

Н. А. Лавров: После не очень понятной либерализации по отношению к студентам, у нас была практика постановки двоек на защите дипломов. В какой-то период возникла очень нехорошая ситуация. Логика некоторых, мягко говоря «самоуверенных студентов», которые все больше всех знают, никого уже не слушают, известная – я доучился до 6-го курса, не выгонят… Я на диплом вышел, куда они денутся, что бы я не «нарисовал», тройку да поставят…

И когда мы двойки на защите стали «выкатывать» - такого рода выпускники так взбодрились, что за руководителями дипломных проектов с утра до вечера бегали. Ситуация кардинально изменилась и, замечу, качество дипломных проектов резко повысилось.

Сейчас можно уверенно говорить, что пока наши выпускники - самые лучшие. Даже при том, что не все наши бакалавры поступают в магистратуру. Другими словами - уровень образования, что мы даем на бакалавриате, вполне достаточен, чтобы ребята успешно работали на предприятиях и в компаниях.

В.В. Шишов: Вообще-то успехи МГТУ не только в научной и преподавательской школе. На мой взгляд, важный фактор в том, что к нам идут умные ребята. Правда, здесь есть и обратная сторона медали. Мы, я имею в виду преподавателей, избалованы, привыкли работать с умными ребятами. А сейчас, например, у меня половина студентов явно слабенькие. Приходится больше работать. Второе. Лучше ребята стали – не лучше, не в этом вопрос. Я сам прошел в этой области большой путь, начинал механиком на рыбопромысловых судах, знаю, что нужно холодильщику. Я знаю минимум, который необходим выпускнику и мы обязаны его выпустить с этим минимумом, не взирая ни на что.

РефПортал: В этот минимум не могут не входить практические навыки. А они нарабатываются на лабораторных работах, производственной практике.

В.В. Шишов: Да, мы гордимся нашей лабораторной базой. И скажу сразу, очень благодарны тем отраслевым предприятиям и компаниям, которые помогли нам с ее переоснащением.

Вот мы с Вами сейчас сидим в уютном помещении, за «стенами» у нас полностью обновленные лаборатории. Но чтобы это все состоялось, нам пришлось вывести во время ремонта 15 грузовиков металлолома, 3 грузовика старых установок… Представляете масштабы модернизации?

Огромный работа была проделана всеми сотрудниками: от заведующего кафедрой Виталия Леонидовича Бондаренко до наших аспирантов. И очень помогли нам ряд компаний и предприятий.

Первой откликнулась на наши просьбы компания «Фармина», которая подарила кафедре свой стенд с частотными преобразователями. Мы написали методичку, проводим на нем лабораторные работы.

Затем к переоснащению подключился «Остров», поставил и смонтировал свою холодильную камеру и еще целый ряд оборудования, компания Carrier нам активно помогает, стенд своей продукцией оснастили, их специалисты читают лекции по диспетчеризации

Большой вклад внесла компания Mitsubishi Electric, кстати, там руководителем коммерческого департамента работает наш выпускник Вадим Геранин. При его содействии на кафедру поставили тепловой насос «воздух-вода», на котором уже проводим лабораторные работы.

Сейчас мы сделали еще один стенд по тепловым насосам, но уже в производственном помещении, где находится все наше криогенное оборудование. Смонтировали там два тепловых насоса и ими, заодно, обогреванием эти помещения. Также готовим методичку к лабораторной работе о тепловых насосах для производственных помещений. Есть и чисто практическая польза - когда во время плановых отключений во всем университете летом нет горячей воды, у нас она есть.

В планах - новый стенд с частотными преобразователями, по этому вопросу работаем с еще одним нашим выпускником Александром Башкировым из «Данфосса», в перспективе компания Emerson нам обещает поставить компрессорно-конденсаторный транскритический углекислотный блок, ведем переговоры с московским представительством Bitzer о поставке винтового компрессора, которого у нас еще нет, LU-VE должны прислать теплообменники, там, кстати, тоже наш выпускник,  Сергей Захаров, на руководящей должности работает. Есть и другие идеи и предложения от компаний, но это уже более дальняя перспектива. Правда, хотелось бы, чтобы к этим процессам более активно подключились и криогенные предприятия. Тем более, что сейчас появились студенты, которые жестко хотят идти именно в криогенику. Раньше этого не было.

РефПортал: Сейчас много говорят о цифровой экономике. Планы есть по обучению студентов в этом тренде?

В.В. Шишов: Не только планы, мы уже работаем в этом направлении. Приведу один лишь пример, связанный с энтропийно - статистическим анализом. Мы сейчас с помощью этих методик можем осуществлять оценку эффективности работающих цехов по результатам мониторинга. В принципе, это и есть современнейший метод внедрения в жизнь цифровых технологий. По этой теме сейчас у меня готовится к защите кандидатской диссертации Максим Талызин, предзащита уже успешно прошла. Так что то, о чем сейчас иногда только говорят на всех уровнях, мы уже внедряем.

РефПортал: Сейчас много внимания уделяется вопросам сближения образования и бизнеса. Можно сказать, что процесс пошел? Чем Вы объясняете, что компании активно идут навстречу, по крайней мере, потребностям вашей кафедры?

В.В. Шишов: Все очень просто. Дело в том, что люди видят пользу от своих вложений. Они понимают, что помогают не лично Шишову или кому-то еще из сотрудников кафедры, а все это идет, скажу, может быть пафосно, но по сути верно – служению Отечеству. Ведь у нас не думают об этом в последнее время, не вкладывают истинный смысл в эти понятия. Все что мы пытаемся сделать сейчас, делается для будущих поколений инженеров, для отечественной науки, для наших производств. Конечно, все это условно, оборудование устаревает, придется его когда-то обновлять, но необходимо заложить традиции. Если же брать сегодняшний день, то кафедра оснащена очень достойно. Бизнес это все понимает и видит, что вложения не напрасны. В конце концов, он пользуется нашим «продуктом» - высококвалифицированными инженерами.

РефПортал: А какой временной цикл обновления лабораторного оборудования?

Н. А. Лавров: Это все зависит от возможностей кафедры. По-хорошему, лет через 7-10 оборудование надо обновлять. И если отталкиваться от такого периода, то мы сейчас находимся в самой точке отсчета, в «нулевом году». У нас все оборудование - супер.

Мы часто приглашаем своих выпускников, чтобы они увидели, какой кафедра стала. Они по-хорошему завидуют и говорят, что ребята, которые сейчас учатся на кафедре, могут гордиться, что есть такая лабораторная база.

РефПортал: Николай Алексеевич, а как обстоит дело с производственной практикой. Удается найти такое же понимание с предприятиями?

Н. А. Лавров: Да, этот процесс достаточно хорошо налажен. Предприятий, которые берут на практику наших студентов достаточно много, например, «Остров». Хорошо взаимодействуем, с НПО «Наука», в этом нам очень помогает выпускник кафедры, а сейчас главный конструктор предприятия Игорь Валерьевич Тищенко. Можно назвать такие крупные заводы, как «Гелиймаш», «Криогенмаш», проходят практику наши студенты в «Эр Ликид», GEA, «Данфоссе», «Термокуле», в «Даичи» работает много наших ребят.

В.В. Шишов: Значение практик огромное. Я люблю посылать своих ребят на практику в компании, которые именно развивают людей. Мне, например, очень симпатична работа Васиной Татьяны Павловны, которая выполняет колоссальную работу по подготовке кадров в компании «Остров». Вы скажите, опять «Остров», но факты вещь упрямая, там действительно дело хорошо поставлено. Там ребят развивают, они там учатся, а не отбывают, это очень хорошая школа для студентов.

РефПортал: В плане практической подготовке как Вы оцениваете движение WorldSkills?

В.В. Шишов: Очень важный инструмент. Недавно у нас прошли внутривузовские соревнования, в организацию проведения которых вложила много сил заместитель заведующего нашей кафедрой Анастасия Александровна Казакова. Для меня все это было в новинку. Но я увидел, как работают конкурсанты, что они умеют делать своими руками. На мой взгляд, уметь паять нужно, но это может быть и вторично. Главное - ребята на практике понимают работу всех основных узлов, видят их взаимосвязь, понимают происходящие процессы «вживую». Я уверен, что с теми навыками, которые показали конкурсанты, они не только могут быть устроены на любую фирму, но и быть там на лидирующих позициях. Движение WorldSkills должно развиваться.

На этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны. У нас на последних курсах до 70% студентов уже где-то работают: на производстве, в монтажных организациях. Я «закрываю  глаза», если они иногда по этой причине пропускают лекции. Кроме одного – если студент пропускает занятия, работая, условно, риелтором. Такому я спуска не даю. Но когда он работает по профилю, допустим, ведет какой-то проект, это я только приветствую. Потому что парень уже прикладывает свои теоретические знания к конкретному «железу». Такие ребята выходят готовыми специалистами. Они потом могут менять места работы, из-за творческой неудовлетворенности или тех же денег, но по факту - они хорошие профессионалы.

РефПортал: Виктор Викторович, Вы говорили, что отслеживаете трудовой путь своих студентов. А на этапе их выпуска, даете им какие-то рекомендации?

В.В. Шишов: Все мы люди. Есть у меня студенты, к которым я расположен. Конечно, я им подскажу – вот тебе нужно туда идти, а тебе – туда. Но дело даже не в этом. Я считаю, что первая, и основная трудность у выпускника - найти свой коллектив. Все остальное вторично. Потому что бывают очень сложные коллективы, и я такие знаю, люди там не держатся. Есть второй тип коллективов – небольшие, типа «семейных», там другие сложности. И такого разнообразия много. Конечно, пытаешься учитывать эти факторы, но все равно жизнь все расставляет по своим местам.  Кто-то приживается, кто-то уходит. Все зависит от характера человека. Я ребятам объясняю – главная задача  - слиться с коллективом. И уже потом можно рассуждать о деньгах, интересе к работе, карьере. Порядок можно менять - кому что важнее. Бывает, что не получается с первого раза, приходится еще раз помогать. Но я заметил одну интересную особенность: у ребят после первых неудач появляется кураж, и они сами активно начинают искать свое место. Но все равно стараюсь их не бросать.

РефПортал: А были какие-нибудь, больше всего запомнившиеся встречи с Вашими выпускниками, что они говорят?

В.В. Шишов: Скажу честно, встречаться с моими студентами мне всегда приятно, и даже полезно. И, к счастью, это происходит достаточно часто. Чтобы никого не обидеть отвечу на вопрос так. Был как-то на одном из семинаров в компании Emerson. Подходит ко мне бывший студент, вижу, что лицо знакомое, а вспомнить не могу. А он говорит: «Виктор Викторович, вот Вы тут не всех знаете, а Вас знают все. Мы все у Вас учились».

Refportal.com

Предлагаем Вам небольшую видеоэкскурсию по лабораториям кафедры Э4 МГТУ им. Н.Э. Баумана. Лучше один раз увидеть…

Видео-материал можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/cNhYCPo_DmY